Автор: Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В.
Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» является основой для проведения мониторинга метапредметных УУД в 1–4 классах и продолжает УМК «Школьный старт» (педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе).
Данные мониторинга позволят педагогу выявить уровень развития важнейших для данного этапа обучения УУД и определить дальнейшую педагогическую стратегию по достижению каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.
ВВЕДЕНИЕ
ФГОС начального общего образования были определены новые целевые
ориентиры для деятельности педагога. В профессиональную жизнь вошли
такие понятия, как метапредметные образовательные результаты и
универсальные учебные действия (УУД).
Под метапредметными образовательными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы действий, одинаково применимые как в учебной деятельности, так и при решении проблем разнопланового содержания в реальных жизненных ситуациях.
Универсальные учебные действия – это путь достижения цели, опирающийся на культурно выработанный способ деятельности, в основании которого лежит конкретный алгоритм, порядок шагов.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, метапредметные образовательные результаты подлежат не только целенаправленному формированию, но и отслеживанию. И, конечно, педагогам необходим «инструмент», позволяющий увидеть эффективность деятельности по достижению заявленной цели. Таким инструментом является мониторинг.
Мониторинг – это инструмент для отслеживания и оценки процесса развития метапредметных УУД, позволяющий выявить результативность осуществляемой деятельности и при необходимости принять меры, направленные на ее повышение.
Пособия по проведению мониторинга выпускаются Издательским домом «Федоров» (г. Самара) и включают следующие издания:
• Меркулова
Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Учимся
учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных
учебных действий: Рабочая тетрадь. 1 класс.
• Битянова
М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Методические
рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать».
Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. 1
класс.
• Меркулова
Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Учимся
учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных
учебных действий: Рабочая тетрадь. 2 класс.
• Битянова
М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Методические
рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать».
Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. 2
класс.
• Меркулова
Т.В., Теплицкая А.Г., Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся
учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных
учебных действий: Рабочая тетрадь. 3 класс.
• Меркулова
Т.В., Теплицкая А.Г., Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся
учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных
учебных действий: Рабочая тетрадь. 4 класс.
В представленных методических рекомендациях раскрываются содержание и процедура мониторинга метапредметных универсальных учебных действий в 4 классе.
С помощью данного пособия педагог сможет получить представление о закономерностях формирования метапредметных УУД, познакомиться с перечнем метапредметных УУД, подлежащих измерению и оценке в 4 классе, с содержанием мониторинга и процедурой проведения диагностических заданий, определить направления анализа и применения данных мониторинга в своей педагогической работе.
Результаты мониторинга позволят педагогу сделать вывод о продвижении отдельного учащегося и класса в целом к достижению планируемых результатов освоения программы начального общего образования, определенных стандартом.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Универсальные
учебные действия: закономерности и механизмы формирования
Виды
универсальных учебных действий
Этапы формирования УУД
Мониторинг
метапредметных УУД в 4 классе
Общая
характеристика мониторинга в начальной школе
Показатели
мониторинга УУД в 4 классе
Процедура проведения
мониторинга
Методические рекомендации к проведению вводной
части
Методические рекомендации к проведению диагностических
уроков
Сценарии диагностических уроков
Методические
рекомендации по проверке выполнения заданий и выставлению
баллов
Оценка
выполнения заданий диагностической тетради
Оценка выполнения
заданий диагностических уроков
Обработка
и анализ результатов мониторинга
Направления
обработки результатов мониторинга
Способы обработки и
представления результатов
Обработка результатов диагностики в рамках мониторинга осуществляется в два этапа.
На первом этапе педагог обрабатывает результаты выполнения учениками диагностических заданий и сводит результаты в мини-таблицы.
На втором этапе педагог может:
а) вносить данные мониторинга в автоматизированную информационную систему (сокращенно - АИС), размещенную на сайте monitor.idfedorov.ru. Информация о том, как работать с этой системой, находится в разделе «Справка» в выпадающем меню. Сегодня это наиболее простой, современный и удобный способ обработки данных.
б) составлять сводные таблицы в программе Microsoft Excel. Файл для обработки данных можно скачать с сайта idfedorov.ru и работать с ним по инструкции в главе «Обработка данных с помощью сводных таблиц». Если же у педагога нет возможности скачать нужный файл или он не владеет программой Microsoft Excel, то он может работать с рукописным вариантом или в таблице, выполненной в программе Microsoft Word. В этом случае учителю нужно будет самостоятельно создать несколько таблиц по приведенным в приложениях образцам, заполнить их и произвести все необходимые вычисления по описанной в данном разделе схеме.
Анализ данных мониторинга
Скачать файл обработки данных для 1-4 классов